Комментарий РОСПиК по вопросу высокой наценки на хлеб в торговых сетях
Как сообщает INTERFAX, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский сказал журналистам в кулуарах III Всероссийской конференции в сфере госзакупок, что «уровень средних наценок на хлеб в крупных торговых сетях достигает 60%, что, по мнению ФАС, превышает приемлемый для социально значимых товаров уровень».Также он отметил тезис ритейлеров, что по ряду позиций наценки на хлебобулочные изделия снижены до 5-10%, является несостоятельным.
В ФАС уточнили, что размер наценки приведен по итогам анализа цен на хлеб в сетях "Дикси", "Пятерочка", "Перекресток", "Магнит".
По данным Росстата, рост средних потребительских цен на хлеб и булочные изделия из пшеничной муки различных сортов в Российской Федерации за восемь месяцев 2024 года составил 7,7%, при этом средние цены производителей за этот же период выросли на 6,2%.
Рост средних потребительских цен на хлеб и булочные изделия из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной в Российской Федерации за период январь-август 2024 года составил 8,4%, а рост средних цен производителей за этот же период составил 7,4%.
Следует отметить, что указанные средние потребительские цены фиксируются Росстатом на полках магазинов.
Справочно: показатель инфляции на продовольственные товары (по данным Росстата) за период январь-август 2024 года составил 8,87%.
Таким образом, рост цен на хлеб и булочные изделия в в 2024 г. не превысил показателей инфляции.
Кроме того, приведенные данные показывают, что розничная наценка на хлеб и булочные изделия в среднем за период январь-август 2024 года составляла от 27,2% до 29,1% на хлеб и булочные изделия из пшеничной муки различных сортов, а также от 35,2% до 36,6% на хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной.
Российская Гильдия пекарей и кондитеров (РОСПиК) считает, что решить проблему высокой наценки в торговых сетях может развитие пекарями собственной розницы и повышение конкуренции в сфере хлебопечения.
Стоит отметить, что средняя наценка в данном случае только оценочный показатель. Розничные сети могут устанавливать наценку на одни хлебобулочные изделия выше, на другие ниже, исходя из понимания того рынка, на котором они работают, включая территориальную доступность для покупателей, предпочтения в ассортименте продукции, которые сложились у потребителей каждой торговой точки и учитывая прочие факторы, такие, к примеру, как конкуренция субъектов торговли в определенном муниципальном районе.
С начала марта 2022 года дополнительные обязательства по снижению наценок до 5 % на 4 группы товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, молочная продукция, сахар-песок и «борщевой набор») взяли на себя ряд крупных торговых сетей. Конкретные товарные позиции внутри каждой категории ретейлеры определяют самостоятельно. Основные требования к таким позициям: это должны быть товары отечественного производства, наиболее востребованные по объемам продаж и представленные в магазинах в достаточном количестве.
Кроме того, все большее число сетевых магазинов открывают собственные пекарни на территории своих торговых залов, привлекая клиентов возможностью приобрести свежую, еще горячую, ароматную выпечку. Количество пекарен ритейла достигло в 2023 году, по оценке РОСПиК, около 15 тысяч, т.е. сопоставимо с количеством субъектов хлебопечения в России (около 18,2 тыс. предприятий), что лишний раз говорит о популярности формата малой пекарни, расположенной близко к потребителю и с доступным по цене ассортиментом.
Одним из показателей уровня конкуренции на рынке хлебопечения является количество предприятий на 10 тысяч человек. В Российской Федерации этот показатель составляет 1,2 предприятия на 10 тысяч населения, а за рубежом этот показатель может достигать 3-4 субъекта хлебопечения на 10 тыс. человек. В России есть территории, куда хлеб приходится доставлять за 10 км и более.
Когда потребитель знает, что он может купить хлеб, удовлетворяющий его по качеству и устраивающий его по цене, если не у одного пекаря, то рядом, тогда и производитель будет стремиться предлагать продукцию в том ассортименте и по тем ценам, которые будут приемлемы для его клиентов и позволят при этом бизнесу развиваться.
Особая ответственность за рост количества хлебопекарных бизнесов лежит на администрациях регионов, которые непосредственно влияют на формирование тарифов на услуги естественных монополий, на стоимость коммунальных услуг, а также регулирует финансовое обременение в сфере земельно-имущественных взаимоотношений с представителями бизнеса (формирование стоимости аренды земельных участков и помещений). Региональные власти должны стимулировать развитие пекарен.
В настоящее время производители хлеба испытывают значительное давление на себестоимость со стороны повышающихся затрат на электроэнергию, воду, сырье и ингредиенты, логистику, рабочую силу. Увеличиваются буквально все основные статьи расходов. Но хлеб – один из главных социально значимых продуктов, и предприятия просто не могут зеркально переносить рост затрат в отпускные цены.
РОСПиК полагает, что интенсивная поддержка сферы хлебопечения, направленная на рост числа хлебопекарных бизнесов, позволит сохранить продуктивную конкурентную среду, а в долгосрочной перспективе будет способствовать созданию новых рабочих мест и открытию новых субъектов МСП.
От этого выиграют как потребители, которых волнует конечная цена хлеба на полке магазина, так и производители (сохранение и расширение объема производства, кадров, возможность выполнения заключенных договоров, в том числе по госконтрактам), а также муниципальные образования в целом, которые получат развитое и конкурентное хлебопечение, а также дополнительные доходы и занятость местного населения.